Мышление как предмет изучения логики (Н.А. Гильмутдинова)

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Мышление как предмет изучения логики (Н.А. Гильмутдинова)

Сообщение luchnivik »

Познание – это процесс отражения действительности в человеческом сознании,целью которого является получение адекватных знаний о мире. Процесс познания предстает как единство чувственного и рационального.

На чувственной ступени мир познается посредством анализаторов (органов чувств). В результате воздействия предметов на органы чувств человек получает ощущения. Ощущение – это отражение в сознании отдельных свойств предметов или явлений,воздействующих на органы чувств. Ощущения составляют источник, начало всего нашего познания.

На основе ощущений формируются более сложные чувственные образы предметов – восприятия. Восприятие характеризуется как целостное отражение предмета, воздействующего на органы чувств, дающее возможность сформировать чувственный образ предмета. И наконец, воспроизведя в нашей памяти прежние восприятия, мы получаем представление о предметах. Представление сохраняет в сознании чувственный образ предмета, даже когда он находится вне сферы непосредственного воздействия на наши органы чувств. Более того, на основе своего чувственного опыта и имеющихся знаний, человек может формировать представления о предметах, которые не были в сфере его чувственного восприятия. Процесс создания представлений такого рода носит название «воображение».

Основные формы чувственного познания – ощущения, восприятия и представления – являются образами конкретных предметов реального мира, результатами их непосредственного воздействия на органы чувств. Чувственное познание не в состоянии
различать необходимое и случайное, и поэтому оно не дает знания сущности объекта. Результаты чувственного познания выражают индивидуальные формы восприятия субъекта, и потому их обобщающая роль невелика. Установление сущностных признаков предметов, обнаружение причинно-следственных зависимостей, раскрытие законов происходит на рациональной ступени познания (абстрактное мышление).

Употребление здесь слова «ступень» весьма условно, в самом процессе чувственного отражения действительности существенную роль играют уже имеющиеся знания. Кроме того, в процессе мышления, включая и самые высокие его уровни, человек постоянно использует чувственные образы, создаваемые нередко посредством воображения. Тем не менее, разделение познания на ступени имеет свои основания и в историческом плане, да и в каждом отдельном познавательном процессе, поскольку началом познания является чувственный опыт.

На рациональной ступени познания происходит анализ, обобщение и систематизация данных чувственного опыта. Абстрактная деятельность мысли компенсирует недостатки чувственного познания и дает возможность познать то, что не дано в чувственном опыте: сущность, связи, законы. Мышление, наряду с ощущениями, само является важным источником приобретения нового знания. Нередко в соответствующие теоретические построения вводятся так называемые абстрактные объекты (не имеющие аналога в действительности или недоступные органам чувств объекты).

Особенностями рационального мышления являются:
  • обобщенность (отвлекаясь от единичного, выделяем в сходных предметах только общее, существенное, повторяющееся);
  • абстрактность, опосредованность (можем получить новую информацию лишь на основе имеющихся у нас знаний, путем выведения нового знания из уже имеющейся информации);
  • активный и целенаправленный характер (человек, определяя цель, способы и ставя сроки осуществления своей деятельности, активно преобразует мир; активность мышления проявляется в творческой деятельности человека, его способности к воображению, в научной, художественной и др. фантазии);
  • вербальность (инструментом рационального познания всегда служит язык).
Основными формами абстрактного, т.е. отвлеченного от непосредственно данной реальности, мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Кроме изучения основных форм интеллектуальной познавательной деятельности, задачей логики является исследование приемов мышления – тех интеллектуальных процедур, которые осуществляются в процессе познания. К их числу относятся, например, определение, классификация, научное объяснение, выдвижение и проверка гипотез, постановка и решение задач, научная полемика.

Мышление является объектом изучения различных наук, научных дисциплин. Нейрофизиология изучает физиологические механизмы мышления; психология – влияние мотивов человеческой деятельности (потребностей, личностно значимых целей) на мыслительные операции; эпистемология исследует формы и функции научного мышления; эстетика интересуется ролью мышления в создании и восприятии художественных ценностей; кибернетика рассматривает возможности моделирования мышления с помощью электронных вычислительных машин, и т. д.
Предметом логики являются исторически сложившиеся формы и приемы познания, от которых зависит истинность результатов познания.
Логику, в первую очередь, интересует не то, как мыслит человек, а то, как он должен мыслить для решения тех или иных задач логико-познавательного характера. Логика имеет не только описательный, но и нормативный (предписывающий) характер. И в этом смысле описание и объяснение мыслительных процедур с точки зрения логики направлено на выработку определенных требований и норм, предъявляемых к мыслительным процедурам.

Итак, логика – наука о формах и приемах познания на ступени абстрактного мышления, наука о законах, которые составляют основу правильных методов, и языке как средстве познания. Тем самым логика имеет свое специфическое направление изучения мышления, отличающее эту дисциплину от других научных дисциплин, обращающихся к познанию самого мышления.
Ответить

Вернуться в «Логическая терраса»