Краткая история изучения времени (Ф.Ильясов)

Ответить
Аватара пользователя
Lutz
Сообщения: 778
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49

Краткая история изучения времени (Ф.Ильясов)

Сообщение Lutz » Сб 10 июн 2017, 22:12

«Идеям греков, - отмечает Марио Бунге (Bunge, Mario), - вернее, идеям Аристотеля и Лукреция о времени, не посчастливилось. Новая наука восприняла почти архаическую идею времени, а именно абсолютное время Ньютона, которое само по себе "протекает" равномерно» [Бунге, 1970: 83]. В предлагаемой вниманию статье предпринята попытка вернуться к пониманию пространства и времени, изложенному Аристотелем (IV в. до н. э.), в трактате «Физика» [Аристотель, 1999]. Статья основана на развитии двух выводов Аристотеля:

1. место (пространство) есть граница, объемлющая тело (объект);

2. время есть мера, число движения по отношению к предыдущему и последующему.

Сходной с Аристотелем точки зрения на пространство и время придерживался Томас Гоббс (1655), который уточнил, что пространство есть «продукт воображения», а время есть «образ» движения, имеющего последовательность [Гоббс, 1989: 139]. Существенным дополнением Гоббса к пониманию пространства и времени является фигура наблюдателя.

Исаак Ньютон (1686) выделил два вида времени – «абсолютное, математическое» и «относительное». «Математическое время, - указывает он, - само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно, и иначе называется длительностью. Относительное… время есть, …совершаемая при посредстве какого-либо движения, мера продолжительности» [Ньютон, 1989: 30]. Как представляется, понятие относительного времени Ньютона близко к пониманию времени Аристотелем и Гобсом.
Физики не стали развивать позитивистский подход Аристотеля-Гоббса, а приняли за основу те взгляды Ньютона, в которых пространство и время рассматриваются как некие абсолютные, неизменные феномены, существующие объективно, всегда и «безотносительно к чему бы то ни было внешнему». «Время протекает равномерно» а пространство «остается всегда одинаковым и неподвижным» [Ньютон, 1989]. Возможно, точку зрения Ньютона на абсолютное время можно определить как «объективный идеализм».

В современной физике время остается математической абстракцией и вопрос о природе времени здесь, похоже, не ставится. «Большинство физиков, - отмечает Марио Бунге, - не тратит время на анализ тех понятий, гипотез, теорий и правил, которые они создают или применяют, они слишком заняты их построением и использованием» [Бунге, 2003: 25]. Понятия «пространство» и «время» принимаются как первичные и остаются неопределенными. Для пространства-времени, - указывает Уильям Бёрке, (Burke, William), - часы (время) являются первичным понятием, то есть «это фундаментальный элемент физической теории, который не определяется в рамках теории» [Бёрке, 1985: 20]. Сложность понимания пространства и времени обусловлена, как представляется, стереотипами и психологическими особенностями восприятия этих феноменов. «Эти понятия, - отмечает Ньютон, - обыкновенно относятся к тому, что постигается нашими чувствами. Отсюда происходят некоторые неправильные суждения…» [Ньютон, 1989: 30].

Ответить