Гуморальные теории темперамента

Площадка для обсуждения психологической тематики.
Ответить
Аватара пользователя
Lutz
Сообщения: 778
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49

Гуморальные теории темперамента

Сообщение Lutz » Чт 07 дек 2017, 20:42

Термин «темперамент» (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) восходит к воззрениям античной науки на природу индивидуально-психологических различий. С именем Гиппократа соединяют учение о четырех темпераментах. Гиппократ применил философское учение о материальных стихиях, образующих Вселенную, к познанию природы человека. Он пришел к заключению, что в живом существе в том или ином соотношении смешиваются четыре «влаги» или сока: кровь, соответствующая теплому началу, слизь, то есть холодное начало; черная и желтая желчь, соответствующая влажному и сухому началам. В зависимости от преобладания какого-либо начала слагаются и особенности человека – поэтому то, что полезно одному, может оказаться вредным для другого [3].

Римские врачи, работавшие несколькими столетиями позже, для обозначения «пропорции» в смешении жидкостей стали использовать слово
temperamentum, что означает «надлежащее соотношение частей», от которого и произошел термин «темперамент». Постепенно в античной науке получила признание мысль о том, что не только телесные функции, но и психические особенности людей представляют собой выражение их темперамента, т.е. зависят от пропорции, в которой смешаны в организме основные «соки».

Римский анатом и врач Клавдий Гален, живший во II в. до н.э. характеризовал типы темперамента наряду с физиологическими свойствами, психологическими и даже нравственными свойствами. Он впервые дал развернутую классификацию разных типов темперамента. Самая популярная типология темпераментов берет свое название от греко-латинских с корней: смешение жидкостей в организме, характеризующееся преобладанием крови, было названо сангвиническим темпераментом (от латинского - слова «сангвис» - кровь); смешение, при котором,. преобладает лимфа - флегматическим темпераментом (от греческого слова «флегма» - слизь); смешение с преобладанием желтой желчи — холерическим темпераментом (от греческого слова «холэ» — желчь) и, наконец, смешение с преобладанием черной желчи — меланхолическим темпераментом (от греческих слов «мелайна холэ» — черная желчь)[16, 17, 18, 19].

Эти названия темпераментов сохранились до сих пор, но прежние представления об органической основе психологических различий между
людьми имеют теперь по преимуществу исторический интерес. Количество «жидкостей» у человека значительно больше, если учесть
огромное многообразие гормонов и медиаторов. Более того, сейчас хорошо известно, что их влияние на поведение человека не прямое, а опосредствуется нервной системой. (Прим.автора: Русалов В. М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал.- 1989.- Т. 10.- № 1)

Таким образом, над умами мыслителей властвовали те представления, о которых Франсуа де Ларошфуко (1675) сказал: «Соки нашего тела, совершая свой обычный и неизменный круговорот, тайно приводят в действие и направляют нашу волю; сливаясь в единый поток, они незаметно властвуют над нами, воздействуя на все наши поступки» (Прим.авт: Ларошфуко Ф. Мысли и афоризмы. – М.: Художественная литература, 1990).

В более позднее время, называемое Новым временем, психологическая характеристика типов темперамента была обобщена и систематизирована впервые немецким философом И. Кантом («Антропология», 1789). Органической основой темперамента Кант считал качественные особенности крови, т.е. разделял позицию сторонников гуморальных теорий [5,6]. И. Кант выделял два типа темперамента человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных): темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический». (Прим.авт: Кант И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий: Тексты.- М., 1982.- С.
149.)

Однако в своих толкованиях И. Кант смешивал темперамент и характер. Такое смешение темперамента и характера не случайно, так как в психологии взрослого человека трудно разделить между собой эти два свойства. Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях. Темперамент человека определенно влияет на формирование его характера, но сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как духовное существо[5].

Близко к гуморальным теориям темперамента стоит сформулированная П.Ф. Лесгафтом (конец XIX – начале XX в.) идея о том, что в основе проявлений темперамента, в конечном счете, лежат свойства системы кровообращения, в частности толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т. д. [11,16]. При этом малому просвету и толстым стенкам сосудов соответствует холерический темперамент, малому просвету и тонким стенкам — сангвинический, большому просвету и толстым стенкам — меланхолический и, наконец, большому просвету и тонким стенкам — флегматический. Калибром сосудов и толщиной их стенок определяются, согласно теории Лесгафта, быстрота и сила кровотока, затем (как производное) скорость обмена веществ при питании и, наконец, сама индивидуальная характеристика темперамента как меры возбудимости организма и продолжительности его реакций при действии внешних и внутренних стимулов.

Давние представления о значении жидких сред организма получили частичное подтверждение в современных эндокринологических исследованиях, показавших, что такие свойства психики, как та или иная динамика реактивности, чувствительность, эмоциональная уравновешенность, в значительной степени зависят от индивидуальных различий в функционировании гормональной системы.

Таким образом, долгое время, по крайней мере, до конца XIX в. считалось, что биологическим основанием темперамента являются свойства крови или особенности системы кровообращения. Гуморальная (жидкостная) теория индивидуальных различий (или темперамента) отражала некоторые элементы истинного знания и явилась своего рода прообразом, моделью современных, более развитых представлений о природных предпосылках индивидуальных различий.

Список литературы

Ответить