Мечта в практике психотерапии (П.А.Егорова)

Площадка для обсуждения психологической тематики.

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Мечта в практике психотерапии (П.А.Егорова)

Сообщение luchnivik »

Американские коллеги провели целый ряд экспериментов, ясно подтверждающих, что мечтание в широком смысле является очень действенным инструментом для многих помогающих практик, в первую очередь для психотерапии [18; 19]. Практически все современные направления психотерапии так или иначе используют технику направленного фантазирования для символизации и более ясного представления желаний и целей человека, его системы отношений, а также для поиска ресурсов и поддержки в непростых жизненных ситуациях. В частности, немецкие психологи П. Гольвитцер (P.Gollwitzer), Х. Хекзаузен и Х. Ратайжак (H.Ratajczak) доказали, что направленное фантазирование способствует принятию решений [18].

В литературе также есть данные, косвенно указывающие на то, что способность мечтать может быть связана с успешной адаптацией личности [19]. В исследовании Дж. Спайвака и М. Левина принимали участие подростки, имевшие и не имевшие опыт правонарушений. Первых отличали трудности в мысленном простраивании шагов к достижению целей и низкая критичность к последствиям нарушения закона, т. е. подросткам первой группы было сложно проиграть всю ситуацию в уме, а между тем именно эта способность тренируется в том числе, когда человек мечтает. Кроме того, у подростков, уже имевших трудности с законом, была сужена временная перспектива как в области отдаленного прошлого, так и будущего. Следовательно, у подростков этой группы способность проектировать, моделировать свое будущее (мечтать о нем) оказывается не сформированной. А это в свою очередь означает, что для будущего как регулятора поведения в настоящем нет места в психологической реальности молодого человека.

В российском диссертационном исследовании Т.А. Юрьевой была показана также связь мечты как модели будущего с успешностью личностно-профессионального развития [17]. Резуль таты, полученные автором, имеют прямой выход в практику профессионального консультирования подростков и взрослых.

Эти и ряд других исследований, а также собственной опыт клинической практики позволили нам предположить, что восстановление способности мечтать может быть отдельной психотерапевтической задачей и, одновременно, инструментом практических психологов и психотерапевтов, которая поддерживает личностную целостность и автономию, возвращает личностные смыслы и перспективу будущего, а следовательно, авторство своей жизни.

Извлечение из статьи Мечта как предмет психологического исследования
Ответить

Вернуться в «Кладовая Психеи»