Как возникает мечта? (П.А.Егорова)

Площадка для обсуждения психологической тематики.

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Как возникает мечта? (П.А.Егорова)

Сообщение luchnivik »

Появление мечты многие авторы связывают с ситуацией фрустрации, когда предмет желания оказывается недостижим в настоящем или ближайшем будущем, а мечта выполняет функцию утешения или разрядки. Это представление подкреплено результатами ряда исследований и с ним сложно не согласиться [5; 8; 9; 15]. Вместе с тем, фрустрация – не единственное, что рождает мечту. В исследовании Б.И. Додонова около 30% студентов описывали появление мечты после ситуации успеха, одобрения, яркого зрелища и других эмоционально захватывающих событий. Кроме того, из самоотчетов было ясно видно, что мечта продолжала жить в сознании, даже после того, как травмирующая ситуация исчезла.

Исследования американских коллег существенно продвинули представление о возникновении и течении процесса мечтания [18; 19]. Э. Клингер предположил, что процесс мечтания тесно связан с целями и намерениями личности. Поскольку одномоментно человек может сосредотачиваться только на одной задаче, спонтанные фантазии помогают ему помнить о других целях, которые продолжают быть активными и «разрабатываться» в фоне. Проведя ряд замечательных экспериментов, авторы сформулировали несколько важных выводов относительно появления спонтанных фантазий. Мечтание, во-первых, связано с текущими целями личности, во-вторых, появляется в ответ на ключевой стимул, соответствующий какой-либо цели, и, в-третьих, возникает в тот момент, когда действие, продиктованное намерением, в данной ситуации невозможно осуществить. При этом важным фактором выбора, который также может запускать процесс мечтания, являются эмоции. Именно эмоциональная реакция, вероятно, сигнализируя о важности осуществления той или иной цели, определяет порядок появления мыслей об этом намерении в поле внимания.

Наряду с изучением механизмов возникновения мечты, нам представляется важным рассмотреть еще два вопроса: 1) в каком возрасте впервые возникает мечта; 2) с чем связано, от чего зависит ее содержание?

Вопрос о времени возникновения мечты в онтогенезе практически не обсуждается. Вместе с тем, многие авторы видят тесную связь мечты с сюжетно-ролевой игрой. Так, Дж.Л. Зингер прямо указывает на то, что мечтание есть не что иное, как интериоризированная форма детской игры, различия в которой можно увидеть уже у 2-летних детей. По мнению Дж.Л. Зингера, подростки и взрослые продолжают «играть», т. е. проигрывать воображаемые ситуации, но уже не во внешнем плане, а в плане внутреннем [19]. С.Л. Рубинштейн и Л.Ф. Божович отмечают, что функции сюжетно-ролевой игры дошкольников и мечты в подростковом возрасте схожи – это освоение будущих ролей, которые пока не доступны, и проектирование своего будущего [2; 7; 12 ].

Однако вопрос о времени возникновения мечты эти авторы не рассматривают. Мы предполагаем, что мечта как синтез наиболее важных ценностей и целей человека формируется и впервые возникает в старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) и является одним из первых актов творчества, авторства в собственной жизни. Наша гипотеза связана с тем, что именно в этом возрасте формируется развитый внутренний план действий, ребенок учится сознательно ставить цели и достигать их, развивается мировоззрение, нравственное сознание, а главное – возникает потребность осваивать будущие роли [2]. В пользу того, что мечта возникает в этом возрасте, говорят самоотчеты подростков и взрослых людей, которые относят первые воспоминания о мечте или похожей игре к 5–6 -летнему возрасту. Вместе с тем, наше предположение нуждается в экспериментальной проверке.

Вопрос о содержании мечты долгое время связывался с идеей компенсации фрустрирующей ситуации. Но, как нам кажется, для создания мечты одной только фрустрации не достаточно. Мы предполагаем, что в мечте соединяются наиболее важные для человека ценности и мотивы, возможности ситуации, в которой он оказался, а также его способности и чувствительность в определенной сфере. Термин «способности» мы определяем, по Б.М. Теплову , как индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности освоения и выполнения деятельности, но не сводимы к знаниям, умениям и навыкам [14]. Другими словами, в мечте не столько компенсируется фрустрация, сколько моделируется будущая реализация и развитие способностей человека. Здесь нужно подчеркнуть, что мечту не стоит трактовать буквально, для понимания содержания каждой мечты требуется ее глубокий и тонкий анализ.

Извлечение из статьи Мечта как предмет психологического исследования
Ответить

Вернуться в «Кладовая Психеи»