Мечта как предмет психологического исследования (П.А.Егорова)

Площадка для обсуждения психологической тематики.

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Мечта как предмет психологического исследования (П.А.Егорова)

Сообщение luchnivik »

Идеалы создаются не для того, чтобы их достигать, а для того , чтобы указывать путь
Ганс Селье.

От мечты к открытию

Мечта – одно из наиболее ярких событий нашей внутренней жизни. Образы, мечты создают в нашем воображении целый мир желаемого. Они могут быть очень реалистичными или причудливыми и фантастичными, они могут уносить нас далеко в прошлое и будущее или мгновенно изменять происходящее здесь и сейчас. Эти образы всегда притягательны, они приносят удовольствие и радость, но иногда и грусть, и тоску, если действительность, в которой мы живем, сильно отличается от того, о чем мы мечтаем.

Подростковый возраст – возраст самых смелых, амбициозных, альтруистических, героических и, порой, далеких от осуществления мечтаний. Погружаясь в них, подросток нередко проживает и переживает созданные им сюжеты, как если бы все, о чем он мечтал, происходило в реальности. Именно в этот период мечта занимает большую часть душевной жизни молодого человека. В этом смысле исследование мечты в подростковом возрасте представляется нам важным как для изучения ее роли в развитии личности подростка, так и для понимания феномена мечты в целом.

Что же мы знаем о мечте?

О существовании мечты нам известно, в первую очередь, из собственного опыта –каждый из нас когда-нибудь о чем-нибудь мечтал. Если внимательно понаблюдать за собой, то легко обнаружить, что «мечтательными» фантазиями пронизан весь наш день: мечты могут застать нас за важной работой, разговором с друзьями, в метро, перед сном. Это могут быть наши давние мечты, которые мы уже не раз представляли себе, или мимолетные фантазии о чем-то хорошем, которые, возможно, никогда больше не повторятся. В художественной литературе можно встретить описание мечты героя, из которой мы больше узнаем о его личности и самых сокровенных желаниях. Из биографий известных ученых, художников, писателей мы узнаем, как мечта становилась двигателем научных открытий и многих других социальных достижений [12;1 3;16].

Несмотря на то, что мечты настолько сильно занимают внимание человека, так ярко эмоционально окрашены и, как будет показано ниже, столь тесно связаны с самыми центральными структурами личности, психологических исследований, посвященных мечте, сравнительно немного. В данной статье мы попытаемся кратко изложить существующие в научной литературе представления о мечте и результаты исследований, проведенных отечественными и зарубежными авторами, а также сформулируем собственный взгляд на содержание этого понятия, проблемы и рабочие гипотезы будущего исследования.

Что мы называем мечтой?

Как возникает мечта?

Зачем человеку мечта?

Мечта в практике психотерапии

Заключение

Подводя итоги, сформулируем основные предположения нашего исследования мечты в подростковом возрасте, которые нуждаются в дальнейшей экспериментальной проверке.
1. Образ мечты как модели идеального будущего отражает не только фрустрирующую ситуацию, но и способности подростка развиваться и быть успешным именно в той области, о которой он мечтает, а также возможности этой ситуации.
2. Мечта является ценностным ориентиром деятельности, ее наличие помогает подростку осуществлять и реализовывать ценностный выбор.
3. Восстановление и развитие способности мечтать является эффективным методом психотерапевтической практики, который поддерживает личностную целостность и создает перспективу будущего, способствуя гармоничному развитию личности подростка.

Егорова П.А. Мечта как предмет психологического исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. No1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Egorova.phtml)
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Литература

Сообщение luchnivik »

1.Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. Киев: Наука жить, 1997. 357 с.

2.Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. 352 с.

3.Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. No 4. С. 5–19.

4.Гобова Е.С., Игнатова О.Н. Цель, дело, мечта. Психологический портрет поколения. М.: Московский Технологический Институт, 2009. 230 с.

5.Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.

6.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.

7.Карабанова О. А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенк а: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2012. No 2. С. 73—82.

8.Левин К. Динамическая психология: Избр. труды. М.: Смысл, 2001. 572 с.

9.Левит Л.З., Радчикова Н.П. Личностно-ориентированная концепция счастья: теория и практика // Национальный психологический журнал. –2012. – No 2(8). – С. 81-89.

10.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 121 с.

11.Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.

12.Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. СПб.: Питер , 2002. 720 с.

13.Селье Г. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1987. 368 с.

14.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР,1961. 356 с.

15.Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. 534 с.

16.Штоль Г. Шлиман: Мечта о Трое. М.: КДУ , 2005. 432 с.

17.Юрьева Т.В. Влияние мечты как модели будущего на личностно-профессиональное развитие студента: Автореф. дис. ... канд. психол. наук . Тамбов, 2007.

18.KlingerE.Daydreaming: Using Waking Fantasy and Imagery for SelfknowledgeandCreativity. Los Angeles: Jeremy P. Tarcher, INC., 1990. 331 p.

19.Singer J.L.The I nner World of Daydreaming. N.Y.: Harper and Row, 1975. 273 p.
Ответить

Вернуться в «Кладовая Психеи»